
Илийский районный суд Алматинской области в ходе предварительного слушания признал нарушение конституционных прав Виктории Беркходжаевой на защиту, а также существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса, передает Sputnik Казахстан.
Викторию Беркходжаеву, ранее осужденную на семь лет за вымогательство, обвинили в применении насилия в отношении сотрудника учреждения ЛА 155/4 (колония) Аманова. Обвинение было предъявлено по уголовной статье "Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении сотрудника учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества". За это правонарушение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет.
- Предварительное слушание поставило первую жирную точку, мы довольны решением суда. Суд назначил предварительное слушание, видимо, усмотрев, что не может назначить главное судебное разбирательство, поскольку есть существенные нарушения уголовно-процессуального закона. Я, как адвокат, ходатайствовала о возвращении его прокурору. Суд возвратил в Илийскую прокуратуру для устранения этих нарушений. Мое ходатайство было удовлетворено — рассказала Айман Умарова, адвокат Беркходжаевой.
Судья Жанболат Батыров вынес постановление в адрес работников исправительного учреждения и направил дело прокурору в связи выявленными нарушениями.
Что произошло в женской колонии?
17 июня 2018 года в медсанчасти между осужденными Беркходжаевой и Шингалиевой произошел конфликт Заместитель начальника колонии по воспитательной части Аманов решил поместить Викторию в изолятор.
По версии обвинения, в ответ на это Беркходжаева сорвала погон с его рубашки и поцарапала ему руку.
- Что произошло в санчасти. Сотрудник-контролер Абдуллина повела осужденных, среди которых была осужденная Шингалиева, в санчасть, где уже находилась Беркходжаева. Шингалиева ранее нападала с ножом на Викторию. Но учреждение никаких мер не принимало. Шингалиева снова начала оскорблять Берходжаеву и между ними завязалась потасовка. Абдуллина не должна была оставлять этих людей одних, то есть, ненадлежаще выполняла свои обязанности, что спровоцировало конфликт — рассказала Умарова.
Не все так гладко оказалось и с видеозаписью срыва погона.
- По ознакомлению с материалами делами я заявляла ходатайство, чтобы по уголовному делу была проведена очная ставка между Амановым и Беркходжаевой, а также истребовала полную версию видеозаписи, которая являлась вещественным доказательством. Обвинение со своей стороны предоставило лишь фрагмент этой записи, но на нем не было того, что предшествовало этим событиям – как Викторию оскорбляли, унижали, однозначно видно, что со стороны сотрудников есть неправомерные действия. Это все было на видео — указала адвокат.
Еще одно нарушение касалось того, что дознаватель должен был, в соответствии с законом, предоставить время – трое суток, чтобы защитник Беркходжаевой мог подготовить ходатайство.
- Я его подготовила, но дознаватель направил дело прокурору, не дожидаясь его. Это говорит о том, что постановление было вынесено с нарушениями, поскольку я, как адвокат, просила провести указанные следственные действия, имеющие значение для дела, и дознаватель был не в праве отказать в удовлетворении такого ходатайства — подчеркивает Умарова.
Сотрудникам колонии и дознавателю грозит наказание
Суд указал на эти нарушения, а также вынес частное постановление
Суд не обязан по своей инициативе собирать доказательства дополнительные в целях устранения неполноценности судебного следствия. И ставится вопрос о том, нарушение конституционных прав и норм уголовно-процессуального кодекса дознавателем в виду отсутствия ведомственного контроля со стороны руководства управления полиции илийского района, утвердившего обвинительный акт и направившего дело в прокуратуру.
Ходатайство адвоката удовлетворили и вынесли частное постановление, в котором поручено довести до начальника департамента полиции Алматинкой области МВД РК сведения об обнаруженных нарушениях.
- Неправомерные действия следователя и сотрудников учреждения будут рассмотрены. Им может грозить дисциплинарное наказание, если будет предусмотрен состав преступления – фальсификация и так далее — пояснила Умарова.
Беркходжаева почти потеряла зрение в тюрьме
Виктория не присутствовала в зале суда по состоянию здоровья. По словам адвоката, самочувствие осужденной ухудшилось из-за неоказания своевременной медицинской помощи. Кроме того, Беркходжаева постоянно страдает от физического насилия.
- Она тяжело больна, глаза были красные, просто не видно глаз, сильно ухудшилось зрение. Обращалась она много раз в санчасть, где ей не оказывала медицинскую помощь. Мне звонили и спрашивали, могу ли я оплатить лечение, если вызовут скорую помощь, но это все произошло уже после того, как все обострилось — рассказал Айман Умарова.
Кроме того, адвокат отметила, что осужденная выглядит «потрепанной».
- Я сама официально передавала одежду, новый пуховик. У него оказался порван рукав. Ее избивали, но она сказала, что били так, чтобы синяков не оставлять. Она вся была потрепанная, разорвана одежда — посетовала Умарова.
Беркходжаева, со слов адвоката, также подвергается унижениям и давлению.